Пьяцца Навона

На расстоянии короткой прогулки от Пантеона находится прекрасная пьяцца Навона — сердце северной части исторического центра города и главное место отдыха со времен императора Домициана, который в 79 г. в три раза увеличил спортивную арену Circus Agonalis, расположенную на этом месте, и предопределил овальную форму будущей площади.

В Средние века здесь проводились рыцарские турниры, а с XVII по XIX в. на площади в летние месяцы разворачивались живописные водные карнавалы, когда фонтаны переливались через край и затопляли окрестности. Под звуки оркестров и ликование тысяч зрителей аристократы воссоздавали здесь сражения своих предков. В наши дни площадь остается идеальной римской сценой, и публичные спектакли продолжаются. Займите удобное место для обзора в любом кафе на свежем воздухе и наслаждайтесь работой художников, карикатуристов, уличных артистов и музыкантов.

Барочным центром площади является фонтан Четырех Рек (Fontana del Quattro Fiumi) работы Бернини, который включил древний обелиск в монументальную аллегорию, символизирующую великие реки четырех континентов: Америки (Ла-Плата), Европы (Дунай), Азии (Ганг) и Африки (Нил).

Римляне, которые находят удовольствие в презрении Бернини к его соперникам, полагают, что бог Нила закрывает голову, чтобы не смотреть на церковь Сант-Аньезе ин Агоне работы Борромини, а речной бог Америки расположен так, чтобы подхватить ее, если она обрушится. На самом деле фонтан был сооружен за несколько лет до завершения работы Борромео над изящным фасадом и куполом церкви.

Короткая прогулка от площади приведет вас к палаццо Альтемпс (Palazzo Altemps, вт-вс, 9.00-19.45, касса закрывается в 18.45, вход платный) — филиалу Римского национального музея, где можно увидеть великолепную коллекцию князей Людовизи-Бонкомпаньи (Boncompagni Ludovisi) в роскошном дворце XVI в. с фресками на стенах, расписной ложей, церковью, театром и красивым внутренним кладбищем. Среди самых важных экспонатов — мраморная крышка алтаря, известная как Трон Людовизи, которая считается оригиналом греческой работы V в. до н. э. с изысканным резным изображением Афродиты и ее служанки, играющей на флейте. Также не пропустите трагичную статую «Самоубийство галата», изображающую варварского воина, убивающего себя и свою жену, чтобы не идти в рабство. К другим достопримечательностям относится гигантская голова Юноны и не менее огромный саркофаг со сложными и подробными сценами сражений между римлянами и варварами. Победа над варварами была популярной декоративной темой между второй половиной II в. н. э. и первой половиной III в. н. э.