Шедевр Микеланджело

Главное художественное сокровище собора, «Скорбящая Богоматерь» (Pieta, 1500) Микеланджело, находится в собственной часовне справа от входа. Мастеру было 25 лет, когда он создал эту трогательную мраморную статую Богородицы, баюкающей на коленях снятого с распятия Христа. Это единственная работа, на которой он поставил свою подпись (на ленте, пересекающей грудь Мадонны), так как услышал, что люди приписывают ее авторство другому скульптору. После того как статуя подверглась нападению религиозного фанатика, отломавшего кусочек носа и повредившего веко

Богородицы (ущерб был немедленно ликвидирован), ее защитили бронированным стеклом.

Благочестие тоже может причинить ущерб: пальцы на правой ноге бронзовой статуи святого Петра XIII в. за многие столетия были истерты прикосновениями губ и рук паломников.

Под куполом собора огромный балдахин Бернини возвышается над главным алтарем, у которого папа служит мессу. Балдахин и поддерживающие его четыре спиральные колонны были отлиты из бронзы, взятой из Пантеона. У подножия каждой колонны можно видеть герб рода Барберини с изображением трех пчел, к которому принадлежал папа Урбан VIII, заказавший эту работу. В апсиде находится другой образец барочного творчества Бернини: кафедра святого Петра из бронзы и мрамора, в которую предположительно включена деревянная скамья апостола. Гробница Урбана VIII также была изготовлена Бернини.

При возведении впечатляющего купола (8.00-18.00, зимой до 17.00, вход платный) Микеланджело черпал вдохновение в конструкции Пантеона и купола Флорентийского собора работы Брунеллески. После подъема вы оказываетесь на галерее над нефом, откуда открывается головокружительный вид на собор и можно с близкого расстояния увидеть внутреннюю часть купола. Несколько спиральных лестниц и пандусов ведут на внешнюю галерею, окружающую верхнюю часть купола, с потрясающими видами на Ватикан, площадь Святого Петра и весь Рим.

В гротах Ватикана под собором находятся гробницы пап и множество небольших часовен. Еще глубже, в некрополе, расположены дохристианские гробницы и простой монумент, обозначающий предполагаемое место захоронения святого Петра.

Эта зона раскопок недоступна для публичного осмотра; визит нужно организовать заранее через Управление раскопок (Ufficio Scavi за Area della Сатрапа слева от собора).

Мессы на разных языках служат в боковых притворах.

Не стоит удивляться тому, что римская католическая церковь, великая покровительница художников, скульпторов и архитекторов, хранит в своей штаб-квартире одну из богатейших художественных коллекций в мире. Залы и галереи музеев Ватикана общей протяженностью 7 км представляют собой микрокосм западной цивилизации (пн-сб 9.00-18.00, вход платный, до 16.00; последнее вс месяца 9.00-14.00, вход свободный, до 12.30).

В галереях Ватикана

 

Здесь можно увидеть огромное множество экспонатов: от египетских мумий, этрусских золотых украшений, греческой и римской скульптуры до средневековых полотен, шедевров эпохи Ренессанса и современных произведений религиозной живописи.

Из трофеев, добытых в результате безжалостного сноса древних монументов в XVI в. для строительства города эпохи Возрождения, Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino) собрал замечательную коллекцию произведений античного искусства.

Самый знаменитый экспонат — скульптурная группа «Лаокоон» I в. до н. э.: троянский жрец и двое его сыновей, которых душат змеи, посланные богиней Афиной за отказ впустить в Трою ахейского деревянного коня. Прославленная еще во времена Римской империи, она была выкопана в винограднике на Эсквилинском холме в 1506 г., к восторгу Микеланджело, который примчался посмотреть на нее. Теперь она стоит в нише восьмиугольного Бельведерского двора.

Римские копии некоторых других греческих скульптур, таких как Афродита Книдская работы Праксителя и Аполлон Бельведерский, достигли такой же славы, как и утраченные оригиналы. Обратите внимание на мощный мускулистый «Торс» работы Аполлония I в. до н. э., до сих пор оказывающий сильное влияние на скульпторов и художников.

В Этрусском музее (Museo Etrusco) хранятся находки из этрусского погребального кургана VII в. до н. э. в Черветери, в гробнице которого находилось множество сокровищ. Среди ювелирных украшений есть золотая брошь, причудливо украшенная изображениями львов и утят. Обратите внимание на бронзовую статую энергичного этрусского воина «Марс из Тоди», датируемую IV в. до н. э.

Судя по количеству обелисков, разбросанных по городу, древние римляне были большими ценителями египетского искусства. Коллекция Египетского музея (Museo Egiziano) основана на находках, сделанных в Риме и его окрестностях, особенно в садах Саллюстия между холмами Пинчио и Квиринал, в храме Исиды на Марсовом поле и на вилле Адриана в Тиволи .