Замок Святого Ангела

Перейдите через Тибр по мосту Святого Ангела (Ponte SantAngelo), который включает арки старинного моста Адриана Pons Aelius, построенного в 134 г. Десять ангелов, изготовленных в студии Бернини с 1598 по 1660 г., каждый из которых носит символ Страстей Христовых, украшают балюстрады.

С моста открывается превосходный вид на замок Святого Ангела (Castel SantAngelo, 9.00-19.30, касса закрывается в 18.00, вход платный) с могучими кирпичными стенами, лишенными травертиновой облицовки, и с выбоинами от пушечных ядер. Задуманный Адрианом как его семейный мавзолей, он через 100 лет стал частью защитной Стены Аврелиана. Замок получил свое нынешнее название в 590 г. после того, как папе Григорию Великому было видение архангела Михаила, опустившегося на башню и убравшего в ножны свой меч в знак окончания чумы. В течение столетий замок был самым мощным военным бастионом Рима и убежищем для пап в трудные времена; Клемент VII прятался здесь во время разграбления города войсками Габсбургов в 1527 г.

Спиральный пандус со следами первоначальной черно-белой мозаичной мостовой ведет в погребальный зал, где в урнах хранился пепел императоров. Вы выходите во Двор Ангела (Cortile dellAngelo), или Двор Славы, с аккуратно уложенными пушечными ядрами, за которыми следит мраморный ангел. Во дворе находится вход в Музей оружия.

После сурового фасада бывает удивительно попасть в роскошную обстановку старинных папских апартаментов. Сочные фрески покрывают стены и потолки комнат, увешанных шедеврами Доссо Досси, Никола Пуссена и Лоренцо Лотто. Возле двора Александра VI находится самая изысканная ванная комната в истории. Она едва вмещает по ширине мраморную ванну, но каждый дюйм ее стен и бортик ванны покрыт изящными узорами.

Вы внезапно возвращаетесь в реальный мир, когда вступаете в темницу, сцену пыток и казней. Приходится согнуться пополам, чтобы попасть в голые каменные камеры, где томились знаменитые узники, в том числе скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини и монах Джордано Бруно.

С галереи Пия IV, окружающей все здание, открывается панорамный вид, как и с террасы на вершине, украшенной бронзовой статуей святого Михаила XVIII в. работы Вершаффельта. Любители оперы вспомнят это место как сцену финального акта «Тоски» Пуччини, где героиня бросается навстречу гибели с крепостной стены.