Авиация в Италии

HeliRussia 2019: рынок, итоги, прогнозы


Подробно об авторе: Азад Каррыев, Ассоциация вертолетной индустрии

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia является одним из главных профессиональных событий для вертолетного сообщества. Выставка ежегодно проводится с 2008 года и прочно занимает первое место среди всех подобных европейских мероприятий.

В 2019 году Helirussia проводится в 12-й раз, и важно отметить, что помимо России свою продукцию в этом году представят компании из 19 стран мира: Австралии, Беларуси, Бельгии, Швеции, Великобритании, Ливии, Германии, Мальты, Чехии, Ирана, Канады, Литвы, Словакии, Швейцарии, Италии, Финляндии, Франции и США. В мероприятии примут участие порядка 250 компаний, ожидается 30 новых экспонентов.

Традиционно на выставке демонстрируется как гражданская, так и военная серийная продукция, новейшие разработки российских производителей, таких как холдинг "Вертолеты России", КРЭТ, Объединенная двигателестроительная корпорация. В HeliRussia на постоянной основе принимают участие крупнейшие международные игроки — европейские производители вертолетов Airbus Helicopters и Leonardo, американские Bell, Robinson Helicopter Company, а также их официальные представители.

Помимо компаний — производителей вертолетов Helirussia объединяет всю вертолетную индустрию и является ключевой площадкой для всех участников рынка, в том числе: эксплуатантов, разработчиков и производителей двигателей, бортового и наземного оборудования.

Богата выставка и на премьеры. В 2019 году на ней будет представлен сверхлегкий вертолет соосной схемы R-34, созданный ОКБ "Ротор" (г. Кумертау) и сконструированный по заданию компании "Аэроэлектромаш". R-34 является на сегодняшний день самым компактным, экономичным и малошумным в своем классе.

Помимо отечественной машины, эта компания представит еще один сверхлегкий соосный вертолет VA-115 разработки компании RotorSchmiede (Германия), предназначенный для обучения летного состава, а также  электродвигатель ВД-2500, применение которого позволит исключить из трансмиссии сложные высокотехнологичные узлы, требующие длительной отработки и, как результат, обеспечит высокий ресурс, ремонтопригодность, низкий уровень шума и малую заметность в инфракрасном диапазоне. Ориентировочная грузоподъемность воздушных судов, оснащенных данным двигателем, — 200–300 кг.

Последние несколько лет на выставке широко представлены технологические новинки — беспилотные летательные аппараты.

В этом году российскими разработчиками будет продемонстрирован проект беспилотного воздушного такси Bartini от компании McFly.Aero. Это электрический аппарат вертикального взлета и посадки, который в финальной версии должен преодолевать 150 км, достигать скорости 300 км/ч. Заряда аккумулятора должно хватать не менее чем на 30 мин полета. Сейчас компания собирает прототип на базе лаборатории МИСиС и проводит тестовые полеты.

Второй год подряд особое место на выставке отводится объединенной экспозиции французских производителей. На стенде в этом году свою продукцию представили ESI Group — мировой технологический лидер в области программного обеспечения и консалтинга для создания виртуальных прототипов, ведущий производитель электронных соединителей для ответственных применений Nicomatic, компания Hutchinson — лидер в области технологий контроля вибрации, управления жидкостями и герметизации, а также Permaswage — ведущий поставщик промышленных фитингов для зарубежных вертолетных программ и для российских самолетов SSJ 100 и MС-21.

Российский рынок вертолетов

Большой интерес со стороны зарубежных компаний к российскому рынку обусловлен в первую очередь общим научным и производственным потенциалом отечественной вертолетной индустрии, наличием многих конкурентно привлекательных ниш, а также его перспективами и емкостью, связанными с реализацией государственных программ по экспортному развитию и импортозамещению.

В то же время, по данным Росстата, в 2018 году можно заметить определенную негативную тенденцию, касающихся отечественной авиационной промышленности. Общие производственные показатели в секторе составили всего 87,3% от результатов 2017 года. По словам вице-премьера Юрия Борисова, это обусловлено снижением производства продукции военного назначения. На таком фоне отечественная вертолетная отрасль демонстрирует завидную стабильность.

В 2018 году "Вертолеты России" произвели около 200 машин. В апрельском интервью газете "Ведомости" генеральный директор холдинга Андрей Богинский заявил, что спад в производстве, отмеченный по сравнению с 2017 годом, когда был произведен 221 вертолет, обусловлен тем, что в итоговые показатели 2017 года были включены модернизированные машины, для которых требовались опытно-конструкторские работы, что и повлекло их включение в производственные показатели. Также возможно, что данный спад частично вызван и упоминавшимся выше снижением производства военной продукции, однако до раскрытия холдингом информации в своих отчетных документах (в годовом отчете) подтвердить это не представляется возможным. Количество же произведенных гражданских вертолетов сопоставимо с показателем 2017 года: за год предприятиями холдинга было произведено 70 гражданских вертолетов различных типов.

Читайте также:  В августе продолжился летний рост

Значительную роль в сохранении объемов производства гражданской вертолетной техники в России сыграла Программа развития санитарной авиации, придавшая импульс производству отечественных вертолетов. Практически половина (31 вертолет, или 44%) от всего количества произведенных в 2018 году гражданских вертолетов должны были составить вертолеты, переданные в ГТЛК под реализацию данной программы. Из них: 12 «Ансатов», 13 Ми-8АМТ и 6 Ми-8МТВ. Для сравнения: в 2017 году ГТЛК получила 29 вертолетов (23 Ми-8 и 6 «Ансатов»).

В том же интервью "Ведомостям", Андрей Богинский отметил, что существующие производственные мощности позволяют производить 60 вертолетов "Ансат" в год. Сегодня же, согласно реестру Росавиации, общее количество зарегистрированных гражданских "Ансатов" составляет 24 единицы.

"Вертолетами России" не так давно были озвучены планы по увеличению доли гражданской продукции до 40% к 2035 году.

В 2018 году соотношение гражданских и военных вертолетов составило 35 и 65% соответственно. При этом еще в 2016 году из 189 вертолетов, произведенных на предприятиях АО "Вертолеты России", только 17 были гражданскими (менее 10%).

Если озвученные руководством холдинга планы по производству 250 вертолетов в 2019 году будут реализованы, а соотношение гражданской и военной продукции останется хотя бы на уровне 2018 года (о чем с учетом реализуемой программы развития санитарной авиации можно заявлять с высокой степенью уверенности), то можно ожидать, что в этом году холдинг поставит гражданским эксплуатантам как минимум 85–90 новых машин.

По состоянию на 28 марта 2019 года в реестре Росавиации числится 2 707 гражданских вертолетов, из которых 1 830 машин производства компаний, входящих сегодня в холдинг "Вертолеты России", и 877 вертолетов зарубежных производителей.

Наиболее масштабно представлены вертолеты разработки КБ им. Миля. Всего в реестре числится 1 707 вертолетов "Ми", из которых 1 222 единицы — вертолеты Ми-8 различных модификаций, 410 вертолетов Ми-2, 66 Ми-26 и 9 Ми-171.

Также в реестре 77 вертолетов, разработанных АО "Камов" и 24 вертолета "Ансат" производства Казанского вертолетного завода.

Из иностранных вертолетов наиболее популярны в России Robinson, которые составляют более половины парка вертолетов зарубежных производителей. Их общее количество в России — 457 машин, что на три больше, чем в 2017 году (454 вертолета).

На втором месте  вертолеты Airbus Helicopters. Сегодня в России зарегистрировано 210 машин, включая вертолеты, произведенные компаниями, которые впоследствии вошли в состав Eurocopter / Airbus Helicopters.

Всего в 2018 году, по данным таможенной службы, в Россию было импортировано 26 вертолетов иностранного производства, 6 квадрокоптеров и 1 автожир.

Наибольшее количество импортируемых вертолетов приходится на Airbus — 11 единиц. Среди нах наибольшую долю занимает модель AS350 — за год было ввезено 9 вертолетов этой модели.

Второе место по ввозу в модельном ряду занимает AW189 производства Leonardo. В 2018 году было ввезено 6 ВС данной модели. В России данный вертолет используется в первую очередь в интересах нефтегазовой отрасли. По итогам импорта в 2018 году Россия вошла в тройку ведущих стран — эксплуатантов данной модели.

Читайте также:  Piaggio представит на RUBAE самолет-лабораторию

Одинаковую долю на российском рынке в численном выражении занимают компании Leonardo (бывшая. Augusta Westland) и Bell — 64 (10 AW119, 17 AW109, 26 AW139 и 11 AW189) и 64 (15 Bell-429, 2 Bell-427, 33 Bell-407, 4 Bell-430, 11 Bell-206 и 1 Bell-205) вертолета соответственно.

Необходимо отметить, что общее количество вертолетов, состоящих в государственном реестре, и "летающих" бортов может значительно отличаться. Особенно это касается вертолетов отечественных производителей. Так, согласно данным Росавиации, которые были предоставлены в ноябре 2018 года на Вертолетном Форуме в Казани, по итогам 2017 года в реестре числилось 862 вертолета Ми-8 и 343 Ми-8АМТ. При этом "летающих" всего 529 Ми-8 и 275 Ми-8АМТ (61 и 80% соответственно).

Мировой вертолетный рынок

10 октября 2018 года агентством FlighGlobal был представлен отчет по текущему состоянию дел в вертолетной отрасли. Согласно опубликованным данным, в мире зарегистрировано почти 38,5 тысячи гражданских вертолетов, в т. ч. и находящихся на хранении.

 

На первом месте по количеству зарегистрированных бортов находится Северная Америка — 13 204 вертолета, или 34,4% от всего мирового парка (США — 10 814 вертолетов, Канада — 2 390 вертолетов). Второе место с 10 791 вертолетом (28%) занимает Европа, где в лидерах Россия (по данным FlightGlobal, 2 879 вертолетов), на втором месте Великобритания (1 176 вертолетов), на третьем Италия (1 007 вертолетов). Азиатско-Тихоокеанский регион с 7 167 вертолетами (18,6%) занял третью строчку рейтинга (Австралия — 2 089 вертолетов, Китай — 1 194 вертолета, Новая Зеландия — 883 вертолета). Далее идут Латинская Америка, где сегодня зарегистрировано 4 470 вертолетов, или 11,6% от мирового парка (Бразилия — 1 739, Мексика — 723 и Чили — 300 вертолетов), Африка (2 037 вертолетов, или 5,3%) и Ближний Восток (646 вертолетов — 1,7%).

Среди моделей вертолетов лидирующие позиции на рынке ожидаемо занимает Robinson R44. Сегодня по всему миру в эксплуатации находится более 5 600 вертолетов этой модели. Всего, согласно отчетам Robinson Helicopter, в 2018 году для мирового рынка было произведено 309 машин. Из них 35 R22, 200 R44 и 74 R66. Таким образом, с момента своего образования компания произвела около 12,5 тысячи вертолетов.

На втором месте находятся вертолеты Airbus H125/AS350, которые в 2018 году опередили вертолеты Bell-206 (3600 против 3400). В то же время на рынке США, который, как уже было отмечено, остается самым крупным в мире, к октябрю 2018 года вертолеты Bell-505 стали самой популярной моделью у покупателей. За первые 9 месяцев было поставлено 32 вертолета данной модели. На втором месте — Robinson R44 (23 вертолета). Третью строчку занимает Airbus с уже упоминавшейся моделью H125/AS350 (19 вертолетов).

В целом же в мире есть два бесспорных лидера по количеству зарегистрированных вертолетов — Robinson и Airbus с совокупной долей почти в 50% (24,7 и 24,3% от общего количества вертолетов). Немного отстает от них Bell, чья доля достигает 20,5%. Согласно данным FlightGlobal, серьезно отстают от лидеров такие производители, как Leonardo (8,4%), "Вертолеты России" (7,7%) и Sikorsky (7,2%). Замыкает рейтинг MD Helicopters с долей рынка в 3,4% и небольшие производители, занимающие всего 2,2%.

Однако по данным, озвученным Андреем Богинским, в денежном выражении доля России на мировом рынке гражданских вертолетов по итогам 2018 года прогнозируется на уровне 11%. Свою роль в положительной динамике сыграл и прошлогодний демотур вертолетов Ми-171А2 и "Ансат" в Китае и странах Юго-Восточной Азии, по итогам которого был подписан контракт на поставку 20 "Ансатов" в интересах Ассоциации медицины катастроф КНР, а также было получено еще порядка 50 мягких заказов на Ми-171А2 и "Ансаты" для нескольких стран региона. В ближайшее время должен выйти на рынок и долгожданный Ка-62 — в планах холдинга на 2019 год заложены четыре машины данного типа.

Читайте также:  Частные полеты в Европе в сентябре выросли

Не столь оптимистично смотрит на рынок глава Robinson Helicopter Курт Робинсон. По его мнению, 2019 год станет непростым для его компании. Это обусловлено в первую очередь тем, что сегодня 70% продукции компании идет на экспорт. В то же время укрепление доллара, повышенные банковские ставки и тарифы на экспорт в Россию и Китай создают дополнительные трудности для сбыта продукции Robinson Helicopters.

Перспективы вертолетного рынка

В начале марта этого года среднесрочную оценку рынка дала компания Honeywell. По ее мнению, в ближайшие 5 лет будет закуплено порядка 4000 новых гражданских вертолетов. Так, около 18% опрошенных участников рынка в США заявили, что планируют заменить или увеличить свой парк вертолетов в ближайшие пять лет. При этом 65% планируют приобрести легкие однодвигательные модели, а 22% — средние двухдвигательные.

В Европе процент положительно ответивших на вопрос о покупке новых вертолетов меньше — всего 15% респондентов планируют обновить свой парк до 2024 года. Такие же цифры (15%) демонстрируют опросы на Ближнем Востоке и в Африке, которые в рамках данного исследования рассматривались как один регион. Немного отстает Азиатско-Тихоокеанский регион, где обновление парка планируется примерно на  13%. На последнем месте страны Латинской Америки, где на вопрос о возможной покупке новых вертолетов в ближайшие 5 лет положительно ответили всего 9% участников рынка.

Также интерес представляет прогноз компании Airbus Helicopters, описывающий текущее состояние и перспективы рынка газотурбинных вертолетов до 2036 года. По оценке аналитиков компании, на 2016 год в эксплуатации находилось 25 000 вертолетов, оснащенных газотурбинными двигателями. Согласно прогнозу, в ближайшие 17 лет парк подобных машин вырастет до 37 000 вертолетов. При этом чистый прирост парка составит 57%, (около 12 500 вертолетов), а 43% придется на замену существующего парка (около 9 500 вертолетов). Таким образом, из действующего количества газотурбинных вертолетов в эксплуатации на 2036 год останется в строю около 15 000 машин.

Около 50% новых машин — легкие однодвигательные вертолеты. Легкие и средние двухдвигательные массой менее 7 т составляют 35%, вертолеты массой более 7 т — 15%.

Наибольшую потребность в новых вертолетах будет испытывать Азиатско-Тихоокеанский регион, который получит около 8000 машин (36% от всего количества вертолетов). На втором месте США и Канада, чья потребность оценивается в 5000 новых вертолетов (23%). Далее — Европа (около 4000 вертолетов, или 18%), Латинская Америка (около 3000 вертолетов, или 14%) и Африка и Ближний Восток (около 2000 вертолетов, или 9%).  При этом в стоимостном выражении на легкие однодвигательные вертолеты придется около 17%, на легкие и средние двухдвигательные массой менее 7 т —  45%, а на вертолеты массой более 7 т — 38%. 

Подводя итоги, отметим, что Россия является одним из ключевых центров вертолетной индустрии. И по количеству вертолетов, и по темпам развития отрасли наша страна продолжает удерживать если не лидирующую, то как минимум одну из ведущих позиций в мире.

Стабильное производство гражданской продукции, экспансия в новые сегменты рынка, развитие производства — все это наиболее полно характеризует ситуацию, сложившуюся в отечественной вертолетной индустрии. И 16 мая Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia предоставит возможность каждому желающему убедиться в этом.

Все новости выставки HeliRussia 2019 можно прочесть в ее официальном ежедневном издании Show Observer 

WildWeb

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru