О приземленное Рима свидетельствует то, что Колизей в большей степени чем любая церковь или дворец считается символом вечности города (ежедневно сентябрь 9.00-19.00, октябрь 9.00-18.30, последняя неделя октября — середина ноября 9.00-18.30, середина февраля — середина марта 9.00-17.00, середина марта — последняя суббота марта 9.00-17.30, конец марта — конец августа 9.00-19.30, билетная касса закрывается на час раньше, вход платный). Построенный в 72-80 гг. н. а, четырехъярусный овальный амфитеатр вмещал около 50 тыс. зрителей, занимавших каменные скамьи в соответствии с общественным положением.
Гладиаторы первоначально были преступниками, военнопленными и рабами; впоследствии свободные люди выбирали эту профессию, поддавшись искушению славы и богатства. Вопреки распространенному мнению, почти нет исторических свидетельств, представляющих Колизей как место, где христиан отдавали на растерзание львам.
Аудиогиды, которые предлагаются напрокат у входа, помогают воссоздать ту эпоху.
Папы и правители лишили Колизей его мраморной облицовки, травертина и металла для строительства своих церквей и дворцов. Остался лишь разрушенный лабиринт камер и коридоров, по которым людей и животных гнали на расправу. Былые ужасы поросли мхом, но восторг перед памятником человеческой выдержке восхищает до сих пор.
Как гласит англо-саксонское пророчество, «пока стоит Колизей, будет стоять Рим, когда Колизей обрушится, рухнет Рим, а когда рухнет Рим, то рухнет и весь мир».
Расположенная рядом арка Константина (Arco di Constantino) воздвигнута в честь победы Константина над его соперником Максенцием в битве у Мильвийского моста. Никто не отрицал его заслуг, но экономный Сенат взял фрагменты памятников предыдущим императорам — Траяну, Адриану и Марку Аврелию — для украшения его арки.
К северо-востоку от Колизея находится Domus Aurea (в настоящее время на реконструкции, но частично открыт для туристов с экскурсоводом, вт-пт 10.00-16.00, заказ по тел.: 06-399-67-700) — некогда роскошная вилла на 250 комнат с большим садом, построенная императором Нероном, который провел несколько лет в своем «Золотом доме» перед самоубийством в 68 г. н. э. Хотя дворец представляет большой интерес для студентов, археологов и историков искусства, другие посетители могут быть разочарованы, так как от богатых мозаик, фресок, инкрустированных полов и золотых росписей осталось очень мало. Наибольшее впечатление производит последняя комната по маршруту экскурсии — восьмиугольный зал с открытым световым люком.