Кардинал Алессандро Фарнезе, еще до того как стал Павлом III, начал строить для себя огромный дворец. Семья Фарнезе преданно служила церкви с XII века. Дед кардинала с 1417 года имел звание римского сенатора. Сам кардинал получил прекрасное гуманитарное образование: его учителем был Помпонио Лето, страстный поклонник античности и основатель римской Академии.
В Вечном городе Алессандро изучил латынь и древних авторов; затем он отправился во Флоренцию для овладения древнегреческим языком; там он был вхож в дом Лоренцо Великолепного и приобщился к высотам гуманистической культуры. Кардиналом ему удалось стать благодаря тому, что его сестра Джулия, славившаяся на весь Рим своей красотой, сделалась любовницей престарелого кардинала Родриго Борджа (впоследствии папы Александра VI), после того как ее в 14 лет отдали замуж за Орсо Орсини, меланхоличного одноглазого мальчика.
Поводом для постройки дворца Фарнезе в Риме послужило то обстоятельство, что кардинал Алессандро обзавелся семьей: от одной знатной римлянки он имел троих сыновей, а от другой женщины — дочь.
Папы Юлий II и Лев X признали его сыновей законными. Кардинал очень заботился о своих детях. Для их благополучной будущности требовались три условия: титулы, выгодная женитьба и блестящий образ жизни. Поэтому роскошный дворец оказался необходим.
Еще в 1495 году Алессандро купил за 5 500 дукатов дворец скончавшегося кардинала Пьетро Феррица; это здание стало основным ядром будущего знаменитого Палаццо Фарнезе. В октябре 1534 году Алессандро, сделавшись Павлом III, переселился в Ватикан, а его семья осталась во дворце, который еще с 1517 года стали перестраивать в новое здание по проекту Антонио да Сангалло Младшего.
После его смерти в 1546 году руководство строительством перешло к Микеланджело (ему принадлежат карниз, дверь и балкон над центральным входом и третий ярус внутреннего двора).
Перед зданием находится просторная площадь как символ могущества и богатства семьи Фарнезе, ибо ни один римский дворец не имел перед своим фасадом столь обширного пустого пространства.
Дворец, построенный из кирпича и оштукатуренный, представляет собой в плане замкнутый прямоугольник с большим квадратным двором внутри. В художественном плане он является развитием типа флорентийского трехъярусного дворца XV века.
С 1547 года в создании дворца участвовал Виньола, который с 1564 до 1573 года был главным руководителем строительства. Дворец полностью закончили в 1589 году под наблюдением Джакомо делла Порта.
В 1731 году Палаццо Фарнезе перешло во владение неаполитанских королей, которые увезли из него в Неаполь античные скульптуры (Геркулеса, Флору и Фарнез-ского быка). В 1911 году владельцы здания продали его Франции за три миллиона франков. Палаццо Фарнезе принадлежит к самым значительным ренессансным дворцам Италии.
Статьи
Гоголь, фонтаны, Рим
XVIII век — период упадка для Италии в целом, а для Церковного государства особенно. Архитектура в Риме явно идет на убыль и лишь в отдельных своих творениях достигает высот художественного впечатления.
К числу последних архитектурных удач папского Рима относятся лестница на площади Испании и фонтан Треви.
Площадь Испании, одна из самых известных в Риме, окружена барочными зданиями XVII—XVIII вв. В ее центре находится нарядный фонтан «Лодочка» — Фонтана делла Баркачча, созданный по проекту Пьетро Бернини, отца .знаменитого Лоренцо Бернини. От фонтана наверх к церкви Сантиссима Тринита деи Монти поднимается роскошная лестница из травертина, насчитывающая 135 ступеней. Ее начали сооружать в начале 1720-х годов по проекту Алессандро Спекки и закончили в середине того же десятилетия под руководством Франческо де Санктиса. В верхней части лестницы перед церковью в 1789 году воздвигли античный обелиск, который представляет собой римское подражание египетскому; в древности он стоял на арене Большого цирка.
Район площади Испании — один из уютных и поэтичных уголков Рима. Здесь жил Н. В. Гоголь на Виа Феличе — на Счастливой улице и был по-настоящему счастлив (сейчас улица называется Виа Систина, дом № 126). Гениальный первый том «Мертвых душ» написан в обстановке величественного и вдохновенного барочного Рима.
Подлинным украшением Вечного города стал фонтан Треви, созданный в 1730—1760-х годах по проекту архитектора Никколо Сальви (авторы скульптур — Пьетро Браччи и Филиппо делла Валле). Фонтан, являющийся одновременно фасадом Палаццо Поли, питается водой античного водопровода Аква Вирго («Вода Девы»), проведенного в I в. до н. э. по инициативе Марка Випсания Агриппы; его воинам источник показала какая-то девушка, отсюда и древнее название водопровода.
Новое название Трёви происходит от латинского trivium, что означает «перекресток трех дорог». Вода Треви — самая вкусная в Риме. Перед фонтаном обширный бассейн; со временем возникла традиция: кто хочет еще раз побывать в Вечном городе, должен бросить монету в бассейн фонтана Треви.
Фонтаны составляют особую прелесть Рима, о чем великолепно написал П. Муратов:
«О царственности Рима ничто не говорит с такой силой, как обилие его водоемов, щедрость источников и расточительность фонтанов. Древние акведуки, возобновленные папами, Аква Паола, Аква Марчия, Аква Феличе, питают его такой великолепной водой, какой не может похвалиться ни одна из европейских столиц. Но лучшая вода, это изумительно чистая, свежая и вкусная Аква Вирго, изливающаяся каскадами фонтана Треви. Надо вырасти под этим солнцем, знать палящий зной августовских дней и лихора-дочные испарения Понтинских болот, чтобы испытывать то восхищение, с которым наполняют кувшины водою Треви приходящие в Рим по воскресеньям обитатели Кампаньи…
О фонтанах Рима можно было бы написать целую книгу. Они низвергаются шумящими каскадами с искусно расположенных скал, как фонтан Треви или большой фонтан Бернини на Пьяцца Навона. Они спокойно падают отвесными водяными плоскостями, как Аква Паола на Яникуле. Одни из них высоко бросают вверх водяные столбы, разбивающиеся при падении в водяную пыль, образующую на солнце радугу. Другие бьют тонкой хрустальной струей и стекают вниз медленно, роняя блестящие капли. Речные божества, маски, морские чудовища украшают их. Почерневшие мраморные тритоны трубят, надув щеки, в раковины, морские кони выгибают каменные спины, поросшие зеленым мхом, бронзовые юноши вытягивают руки в античной игре с бронзовыми черепахами и дельфинами. Здесь есть фонтаны, напоминающие капеллу, как фонтан у Понте Систо, или даже фасад церкви, как Аква Феличе со статуей Моисея. Без фонтанов было бы мертвым все торжественное великолепие таких площадей, как Пьяцца Сан Пьетро, Пьяцца дель Пополо, Пьяцца дель Квиринале. Четыре фонтана на людном перекрестке дали свое имя одной из главных улиц папского Рима. Этот Рим умел сделать игру вод лучшим своим украшением. Водоемы умножились в нем, распространились повсюду. Нет ни одного палаццо, молчаливый двор которого не был бы оживлен мерным плеском падающей воды. Нет такого бедного и жалкого угла, в котором не было бы своего источника. Как любил их римский народ, видно по тем изваяниям, которыми украшены эти, незаметные на первый взгляд, бесчисленные малые фонтаны, разбросанные по улицам Рима. Кто много бродил по Риму, тот навсегда сохранит вместе с воспоминаниями о грохоте Треви воспоминаиие о тихом Маскероне на via Giulia, о фонтане с бочонком на via Ripetta, об источнике с летучей мышью на Борго Нуово».