Фонтан Треви (Fontana di Trevi) никогда не перестает удивлять зрителей. Барочная феерия Никола Сальви кажется огромной сценической декорацией, выходящей за пропорции крошечной площади. Фонтан XVIII в., по сути дела, является триумфальной аркой и фасадом (для старого палаццо Поли), где мифические существа обрамлены буйством камней, фонтанов и прудов с театральной подсветкой по ночам.
Центральное место занимает мощная фигура Нептуна. Морской царь едет на морской раковине, запряженной двумя крылатыми конями, которых ведут под уздцы тритоны. Конь, вставший на дыбы, символизирует бурное море, а спокойный конь — безмятежное море. Анита Экберг и Марчелло Мастрояни резвились в водах фонтана, поступающих из древнеримского акведука, когда снимались в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960). Сядьте на ступеньку мраморной лестницы и насладитесь одним из лучших зрелищ в Вечном городе.
Квиринальский холм
Между пьяцца Барберини и Имперским Форумом, на вершине самого высокого из семи холмов Рима, стоит Квиринальский дворец (Palazzo del Quirina-1е; сентябрь — июнь ее 8.30-12.00, вход платный). Это был летний папский дворец до объединения Италии в 1870 г., когда он стал резиденцией нового короля Италии. С 1947 г. здесь находится официальная резиденция президента республики. В центре огромной пьяцца дель Квиринале у древнего обелиска стоят величественные статуи Кастора и Поллукса со скакунами — римские копии с греческих оригиналов. Здесь также находятся бывшие папские конюшни Scuderie del Quirinale (открыто в разное время, вход платный), где теперь расположен крупный выставочный центр. С площади открывается прекрасный вид на город в сторону собора Святого Петра.
Почитатели барокко почерпнут для себя много интересного в этой части города, наполненной архитектурными и скульптурными шедеврами Бернини. Напротив тапка lunga, или «длинного рукава», Квиринальского дворца вы увидите маленькую церковь Сант-Андреа аль Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale), демонстрирующую гений мастера XVII в. в эллиптической планировке, золоченом куполе и лепной работе. Дальше находится крошечная церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane) работы Борромини, злейшего соперника Бернини. Несмотря на небольшие размеры, ее вогнутые и выпуклые поверхности представляют собой образец оригинальнейшего церковного дизайна.
На соседней пьяцца Барберини (Piazza Barberini) на углу виа Венето разместились два прославленных фонтана Бернини: фонтан Тритона (Fontana del Tritone) в центре и фонтан Пчел (Fontana delle Api) на северной стороне. Оба они украшены символом пчелы, взятой с герба рода Барберини, к которому принадлежал папа Урбан VIII, покровитель Бернини.
Это здание, расположенное на виа дель Куатро Фонтане, стало местом еще одной архитектурной битвы между Бернини и его соперником Борромини, каждый из которых построил одну из его парадных лестниц и поработал над фасадом. Оно стоит визита не только из-за барочных украшений, но и коллекции картин XIII-XVII вв. Обязательно загляните в Salone, или Большой зал, с удивительной потолочной фреской Пьетро да Кортоны «Триумф божественного провидения» (1633-1639).
Большая часть национальной коллекции живописи выставлена в галерее на первом этаже (остальное находится в палаццо Корсини в Трастевере, на другом берегу Тибра). Здесь можно увидеть триптих Фра Анджелико, портрет короля Генриха VIII работы Ганса Гольбейна, картины Тициана, Тинторетто и Эль Греко. Две звезды среди многих — La Fornarina («Дочь пекаря») Рафаэля, которая считается портретом его любовницы и модели для многих его мадонн, и полотно Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна».